пятница, 8 февраля 2013 г.

состязательная культура карачаевцев

Музыкальный сюжет песен воспроизводит диалог через реплики, повторы-утверждения [10, с.143], фигуры эха, спора или согласия [10, с.220]. Игровая психология соотнесения коллективного и авторского сфокусировала диалог как композиционную основу сольно-бурдонно-ансамблевой1 певческой модели черкесов, карачаевцев и, шире, всего северо-кавказского региона. Диалогический принцип игровой логики выразил камерную сущность этнического музицирования, проходившего в хач™ше (кунацкой) или лаг­не (женской половине дома). Для певческой традиции народов не свойственна исполнительская массовость, хоровое многоголосие, столь присущее, например, русскому народному пению. Камерность многоголосия, воплощенная голосовой партией солиста (редко двух солистов в попеременном звучании) и голосовой партией ансамбля ежъу-эжыу, состоящего из пяти-шести чело-век, породила пространственную прозрачность диалогической установки исполнения. Камерность певческой традиции народов сродни западноевропейской (средне-вековой и ренессансной) ансамблевой культуре пения баллад, баллат и мадригалов . Песенный диалог тесно контактирует с монологом партии солиста, задающего «тон» игры и изначально настроенного на диалог, ответную реакцию в ансамбле ежъу-эжыу, что лишает монолог солиста черт остраненного самоуглубления, самодостаточности его музыкальной р

с судьбой, диалога социума с природой, диалога человека и его «я» в социуме. Детализация форм игрового диалога нашла воплощение как в игрищной, так и в музыкальной (в том числе песенной) культуре черкесов.

[1] Подобное слуховое восприятие было отмечено В.М. Щуровым после прослушивания песен, представленных в сообщении автора на IV Международных фольклорных чтениях памяти А.В. Рудневой (МГК, ноябрь декабрь 2008 г.)

ансамбля, что может вызвать возникновение ассоциации «пения по нотам»1. Использование музыки во всех видах зрелищной культуры народов способствовало проникновению элементов ансамблевого стиля театрализованных представлений в культуру ансамблевого пения. В этом движении проявилась этническая память на действа, в которых «присоединение зрителей к артистам на сцене не воспринималось < > как нарушение границ территории» [2, с.144]. Отсюда специфика ансамблевой практики исполнения, выраженная в многофункциональной роли партии ежъу-эжыу, олицетворяющей коллективное начало созерцающего «мира этноса» и, одновременно активного участника песенного диалога, способного отвечать, поддерживать, комментировать пение солиста. Зрелищная парадигма театрализованной культуры черкесов и карачаевцев выявила ее игровую природу. Понятие игры трактуется как «особого рода модель действительности. Она воспроизводит те или иные ее стороны, переводя их на язык своих правил» [8, с.71]. Наиболее полное выражение игровой сущности демонстрируют национальные игрища: черкесское джегу и карачаевский оюн. Драматургия игрищного «театра» построена на соотнесенности двух образных сфер, воплощающих единичность «мира человека» и «активно-деятельное сострадание» [6, с.182] «мира этноса». В игровых действах значительна роль распорядителя («дирижера» и координатора игры), «маски» главного действующего героя, своей игрой вызывающего ответную реакцию слушателей и зрителей. Это черкесский хатияко (джегуако в певческом игровом ансамбле), карачаевский теке или бегеуль (джырчы в певческом игровом ансамбле), выступающие как символы «вожака», руководителя игрового действа, «играющего режиссера» [2, с.134]. Вмешательство зрителей-слушателей (ежъу-эжыу в певческом игровом ансамбле) в действия хатияко и теке (джегуако и джырчы) «не нарушало развитие фабулы, < > возбуждало интерес к непредвиденным игровым ситуациям» [2, c.134]. Являясь «одним из важнейших средств овладения различными жизненными ситуациями, обучения типам поведения» [8, с.71], игра стала зрелищным паттерном, направленным на одновременное развлечение и воспитание, презентацию исполнителей и зрителей в их двустороннем диалогическом контакте. Понятие диалога в игрищной культуре карачаевцев раскрывается как способ вовлечения «чужого в свое» [9, с.78], способ достижения согласия. Понятие диалога в игрищной культуре черкесов раскрывается в борьбе социума и его индивидов за собственное «я». В то же время включение игрового мышления в моменты кризисных ситуаций, когда «игра становится способом преодоления этого кризиса, помогает группе выжить, сохраниться» [6, с.179], переводит внимание с индивида на общество, и «становится очевидным, что субъектом игрища является именно общество и общественный диалог с судьбой» [6, с.179]. Широкое преломление элементов игры в черкесской культуре дало разнообразие форм диалога: «Это могла быть игра ума, игра воображения, игра в форме речевого общения, в форме пения, пляски или, скажем, атлетическая игра» [3, с.61]. Гетерозивные свойства игрового диалога черкесов дают возможность многостороннего его осмысления в виде диалога социума

[1] Черкесы (восточная субъэтническая ветвь адыгского народа) и карачаевцы (западная ветвь тюркоязычного карачаево-балкарского суперэтноса) автохтонные народы Северного Кавказа, с XV века проживающие на территории современной Карачаево-Черкесии.

Традиционное бурдонно-песенное многоголосие черкесов и карачаевцев1 сфокусировало диалог как сущностную черту ментального самоощущения народов, стержневую составляющую этнической культуры общения, основную форму традиционного музицирования. Диалог выступил универсальной структурной и содержательной моделью, предопределившей сходные композиционные особенности песен разных жанров в обеих традициях. Певческая материализация «мира этноса» и «мира человека» в диалогической системе их контактов выявила специфику пе-сенного жанра как синтеза ансамблевого и сольного пения, раскрываемого в контексте устойчиво-непреходящих знаков традиционного музицирования: зрелищности, ансамблевости, логики игры. Зрелищность вневременная традиция жизни народов в прошлом и настоящем результат особого быта и уклада (в условиях многовекового военизированного типа жизни), игрищной и ритуально-обрядовой практики театрализованных представлений. Достижению зрелищного эффекта в песенной музыке способствует артистизм солиста и ансамбля, диалогический сюжет их отношений, развертываемый в театрализовано-сценическом пространстве, не разделяющем «актеров» (певцов) и «зрителей» (слушателей). Стержнем черкесских зрелищных действ становится спор человека с судьбой и жизнеутверждающее стремление преодолеть фатум. Диалог-спор с судьбой культивировал поведенческий стереотип героической личности и желание всех участников действа проявить свою творческую индивидуальность, передаваемую через слово, голос, пластику, мимику и движения певцов, танцоров и инструменталистов: «Тут уж в диалог с судьбой вступала не только душа, но и тело, бесконечные возможности которого помогали преодолеть фатум» [6, с.181]. Стержнем карачаевских зрелищных действ выступает единение его участников в создании совокупно-коллективной личности, отождествляющей понятие «я-ты-сосед-народ». Исходность коллективного начала в карачаевских зрелищных действах породила первичное значение диалога-согласия, корни которого находим в тенгрианских представлениях («Тейриге барыу» «Хождение к Тейри» [2, с.138]) обряда благодарственной молитвы-шествия к богу Тейри. Ансамблевое «пропевание окружающего мира» [1, с.208] архаическая, наиболее естественная поведенческая установка внутри традиционно-го социума стало характерной формой воплощения диалога, поскольку фольклорный ансамбль певцов структурно не всегда представляет нерасчленимый психологический монолит [1, с.54]. Функциональная иерархия исполнителей способствует созданию отлаженного диалогического взаимодействия участников певческого

Секция: Композитор и фольклор. Музыка народов мира * факт электронной публикации согласован с руководством

Л.А. Вишневская Особенности диалогической композиции традиционных песен черкесов и карачаевцев.

Композитор и фольклор. Музыка народов мира.

Опубликовано 17.10.2011 00:22

ПлохоОтлично 

Рейтинг:   / 0

Л.А. Вишневская Особенности диалогической композиции традиционных песен черкесов и карачаевцев.

Л.А. Вишневская Особенности диалогической композиции традиционных песен черкесов и карачаевцев. - MusStudent

Комментариев нет:

Отправить комментарий